В английском языке существует понятие corporate governance, что не совсем точно переводится на русский как «управление». Чаще всего - это именно «корпоративное управление», то есть все, что связано с частными компаниями, их организацией и деятельностью.
Корпоративное управление - что это?
Если представить, что фирма - это мини-государство, то корпоративные управленцы - это бюрократы, министры и исполнители. Поэтому на МВА программах по данному направлению наибольшее внимание уделяется таким вопросам, как изучение внутреннего устройства и взаимодействия в компании, роль и задачи неисполнительных директоров (Non-Executive Directors), членов правления, управление дочерними структурами, роль и значение акционеров, риск-менеджмент, корпоративная и социальная ответственность. Другое название направления, под которым скрывается тот же учебный процесс - бизнес и деловое администрирование (Business Administration).
Как правило, бизнес-школы предлагают к изучению следующие предметы по направлению «корпоративное управление»:
-
Корпоративное администрирование
-
Корпоративное сопровождение
-
Право, гражданское право
-
Операционный менеджмент
-
Поведенческий анализ
-
Экономика менеджмента
-
Количественные методы
-
Информационные технологии в корпорациях
-
Финансовая информация и финансовый контроль
-
Методы бизнес-исследований
Кем становятся выпускники бизнес-школ по корпоративному управлению?
Данное направление родилось сравнительно недавно. Создание первых МВА в США произошло из-за стремительного роста и интернационализации компаний, позже этот тренд захватил и Европу. К тому же, множество фирм имеют зарубежные счета, с целью налоговой оптимизации, поэтому часто рейтинговые бизнес-школы по корпоративному управлению располагаются в классических оффшорных зонах, например, на Кипре.
Как правило, компании, в которые трудоустраиваются выпускники МВА по этому направлению, предлагают следующие должности:
-
Советник правления. Руководители и владельцы компании - последние в особенности - как правило, не занимаются микроменеджментом, а нюансы организационной иерархии в фирме и вовсе ускользают от их внимания. Поэтому в обязанности советника правления входит изучение всех стратегий и документов, отправляющихся к и поступающих от директоров, озвучивание рекомендаций и консультирование вообще. Поэтому ключевые навыки - это прекрасное знание теории управления, особенности компании и широкая эрудиция.
-
Корпоративный координатор. Часто подобная должность ассоциируется с секретарской работой, что в корне неверно: координатор является “мотором” деятельности компании, приводит в движение персонал, ставит задачи и следит за тем, чтобы подразделения обеспечивали максимальный синергетический эффект. Поэтому от выпускника МВА, устраивающегося по данному направлению, требуются, в первую очередь инициативность, энтузиазм и прекрасное знание правовых реалий.
-
Корпоративный комплаенс-аналитик. Комплаенс внутри фирмы - единственный обязательный механизм обратной связи, именно через подотчетность сотрудники и отделы осознают ответственность, возложенную на них корпоративной стратегией и тактикой. В задачи комплаенс-аналитика, соответственно, входят надзор, анализ, оперативное реагирование на кризисные ситуации. Другая особенность профессии заключается в том, что комплаенс-аналитик, по сути, это последняя линия обороны компании, человек, который следит за тем, чтобы все функционировало в соответствии с задачами и внутренними нормативами.
Источник: educationindex.ru