Методики запоминания иностранных слов. С чего начать учить английские слова. Активный лексический запас на английском. Как быстро и эффективно запоминать английский. Правила и ошибки при изучении английской лексики.
Как быстро и надолго запоминать английские слова
Прежде чем открыть словарь и зубрить столбцы неизвестной лексики, неплохо бы ответить для себя на два вопроса:
-
зачем мне это надо, т.е. в каких ситуациях я предполагаю это использовать?
-
готов ли я на всестороннее изучение английского, ведь сами по себе слова могут быть пассивными знаниями?
Например, вы хотите свободно общаться в турпоездках, или работать с компьютерными программами, или понимать фильмы без перевода, или это необходимо для профессионального роста и карьеры – цель диктует методы. Определившись со сферой применения и степенью погружения в чужой язык, можно смело приступать к наработке лексики.
С чего начать и где искать
Первая проблема, с которой сталкиваются будущие ученики – откуда лучше всего брать английские слова и как вообще понять, что именно запоминать. Лингвисты в этом случае выделяют высокочастотную лексику (так называемую базу, основу) и слова, ради которых, собственно, и начато обучение. База – те слова и языковые конструкции, без которых использование узкоспециальных понятий практически бессмысленно. Например, будучи в Лондоне можно попросить официанта после обеда принести сладкий пудинг и дополнительно посыпать его сахарной пудрой. Даже если вы выучили наизусть, как будет сухарная пудра, без базовых «принесите, пожалуйста», «я хочу заказать» «сладкий», «десерт», «молочный», официант может принести блюдо с бараниной.
Искать лексику можно двумя способами:
-
Распространять предложение – это похоже на дерево, где ствол (база) и ветвистая крона (нужные слова). Сравните: я буду молоко, но молоко должно быть без лактозы 2,5 % жирности теплое в высоком стакане. Крону можно растить до каких угодно размеров.
-
Выделять самые популярные слова в адаптированной литературе, разговорниках, тематических диалогах, лексических группах. Также есть специальные словари базовой лексики, рассчитанные на 100, 500, 1000 понятий. Это удобный способ выучить много слов самой разной тематики.
Главный акцент стоит делать на высокочастотную лексику, особенно на глаголы, постепенно дополняя и расширяя знания узкоспециальной. Только так изучение иностранных слов будет осмысленным и конкретным, а не механическим. И еще один важный момент в поиске лексики. Конечно, сложно знать, как ТАМ принято сейчас говорить, какие обороты в ходу и учебник, выпущенный лет –дцать назад эту тему не раскроет. Поэтому целесообразно обратиться к современной массовой культуре: реклама, песни, комиксы, периодика, фильмы — все это поможет понять тенденции.
Основные методики и правила запоминания иностранных слов
Есть много разных способов наполнения лексикона, но едва ли использование одного-единственного даст плоды, если только целью не будет выучить месяцы года или собственную краткую биографию. Важно, что самые востребованные методики взаимодополняемые, т.е. не исключают друг друга и прекрасно комбинируются.
Карточки
С ними легко можно запомнить несколько десятков слов за короткий промежуток времени. Во-первых, составляя карточку, мы невольно тратим большее время на это слово. Во-вторых, карточки удобно перелистывать быстро/медленно, незаметно, не до конца, откладывая выученные или невыученные. В-третьих, для большей наглядности на карточки можно добавить рисунок.
Ассоциативные связи
Всегда при получении новой информации важно использовать ассоциативные связи: вспоминать рекламные слоганы, соотносить с каким-либо событием, личностью, своими реалиями.
Контекст
Пробовать с каждым словом составлять элементарное предложение и погружать в контекст, то есть сразу «заносить» эти слова в активный словарный запас. Например, слово багаж включать в «где мой багаж», «я потерял багаж», «где можно упаковать багаж».
По группам
Вполне хорошо учить незнакомые слова по группам, например, овощи-фрукты, предметы на кухне, что я вижу из окна, приветствие, разговор в магазине и т.д. При выучивании 20-30 слов можно составить небольшой веселый текст-импровизацию, вставив в каждое предложение по 2-3 слова.
Описание
Описательный метод – отличное решение, если уже есть какая-то база знаний. Чтобы эффективно запоминать группу слов, достаточно их включить в описание. Например, в аптеке продают лекарства от головной боли, желудочной, давления, сыпи, растяжений, мой любимый салат – это огурцы, помидоры, брынза, зелень и т.д.
Анализ
Не стоит забывать, что многие английские слова — это калька с других языков (и наоборот), поэтому в русском языке их перевод имеет очень похожее звучание. Особенно ярко это проявляется в терминах, знакомых понятиях по профессиональной сфере, увлечениям. Правила, которые необходимо соблюдать, чтобы английские слова запомнились быстро, но надолго:
-
слово не только видеть, но и проговаривать, слышать, писать — моторика, речь и разные виды памяти очень близки, здесь задействованы особые связи — запоминается графический образ слова, его звучание, собственные попытки произнести;
-
слово сразу же активно включать в свою речь, т.е. из пассивного вокабуляра переводить в активный, менять контекст;
-
регулярно повторять с разными временными интервалами – через 5 минут, через час, вечером, на следующий день, через 3 дня;
-
учить слова не только в том порядке, как они написаны, но и наоборот — сверху вниз, снизу вверх, в шахматном порядке.
Вполне вероятно, что ученику будет сложно правильно составлять целые предложения, поэтому для начала можно брать самые простые конструкции в настоящем времени (я такой то, у меня есть, я хочу, я делаю). Это напоминает простое уравнение с одним неизвестным.
Распространенные ошибки в освоении нового материала
Иногда, увлекшись одним из методов, можно допустить некоторые ошибки. Они не критичны, но все же ограничивают глубину изучения языка.
-
Зацикливание на психотипе при восприятии информации: аудиал, визуал, кинестетик. Психологи советуют максимально разнообразить подход, чтобы запоминание было разносторонним.
-
Смешивание английской и русской речи, например, при написании карточек: я student, я люблю read book, у меня есть dog. Правильнее заучивать полностью английскими конструкциями – I’m, I have, I like, это быстрый способ «убить несколько зайцев сразу».
-
Игнорирование культурных реалий – в любом языке есть синонимы именно для этого случая, устойчивые формы, фразы, разбив которые на отдельные слова можно полностью потерять смысл, общепринятые сокращения, тенденции в разговоре и письме.
-
Не различение пассивной и активной лексики – не самое удачное решение бросить все усилия на какую-то группу слов, которая практически не понадобится.
-
Ограничение лексики – слова из разных стилей языка и тематических групп добавят немного красок в монотонное и сложное занятие.
Всесторонний подход и разнообразие в методиках – две черты плодотворного запоминания. Педагоги напоминают, что нет какого-то универсального метода, как выучить английские слова, который бы стопроцентно подошел всем обучаемым. Логичнее выделять популярные, удобные, незатратные, а дальше все зависит от индивидуальных особенностей личности. Но в любом случае, запоминание новой лексики должно быть систематичным, с повторами и вдумчивым.
Источник: catchenglish.ru