Существует два полярных мнения по поводу необходимости изучения грамматики английского языка.
Первое мнение по поводу изучения грамматики английского языка можно условно назвать академическим, т.к. оно типично для английских курсов, школ и институтов. Согласно этому мнению, английский язык без освоения английской грамматики выучить невозможно, или, по крайней мере, такое знание английского языка будет безграмотным.
Второе полярное мнение по поводу изучения грамматики английского языка можно условно назвать альтернативным, т.к. оно формируется в результате неудовлетворенности результатами академического образования, и успешного прорыва в овладении английским языком, благодаря самостоятельным занятиям.
На мой взгляд, оба этих мнения в отношении необходимости изучать грамматику английского языка являются крайними и искаженными. Правильная точка зрения находится где-то посередине, ближе к альтернативному мнению.
Недостатки академического взгляда на необходимость изучения английской грамматики
В учебных заведениях изучению грамматики английского языка придают чересчур много внимания. В погоне за грамотностью забывают о том, что грамматика нужна в основном для того, чтобы контролировать и корректировать навыки свободного владения английским языком. Но т.к. работа над английской грамматикой поглощает в учебных заведениях большую часть времени, практические навыки владения английским языком остаются в инфантильном состоянии. Получается довольно комичная ситуация: седло купили – а лошадь нет, и ездить не на чем :)
Конечно, это делается не из-за злого умысла. Просто изучение грамматики английского языка считается самой сложной частью обучения, и поэтому, из-за недостатка учебных часов, именно ей уделяется основное время. Предполагается, что более простую часть работы – наработку практических навыков владения английским языком – ученик выполнит самостоятельно. Но! Ученики изучают не только английский язык, и свободного времени у них порой не хватает даже на выполнение домашних заданий по английской грамматике.
Недостатки альтернативного взгляда на изучение грамматики английского языка
По окончанию учебных заведений большинство учеников обнаруживает следующее:
-
они с трудом читают английские неадаптированные тексты;
-
они очень плохо улавливают английскую речь на слух;
-
им довольно трудно говорить по-английски на свободные темы.
И это при том, что они очень часто владеют грамматикой английского языка лучше, чем носители английского языка, которых они не понимают. А ведь они мечтали именно о перечисленных выше навыках.
Большинство при этом разочаровано машет рукой, но те, кому английский язык действительно нужен, начинают «грызть» английские тексты, вслушиваться в английскую речь, и пытаться нарабатывать свои английские разговорные фразы. При этом у них нет ни времени, ни желания на занятия английской грамматикой.
В результате, им удается достичь желаемого, и у них формируется мнение, что английская грамматика для изучения английского языка вообще не нужна. Но! Они ведь до этого изучали грамматику английского языка, и у них была база, которая позволила им быстро продвигаться вперед.
Если вы будете изучать английский язык без знания каких-либо правил, вы столкнетесь с трудностями, связанными с тем, что вам будет нелегко понять, почему некоторые фразы и слова строятся и употребляются именно так, а не иначе. Это не является непреодолимой преградой, но на самостоятельное осознание многих тонкостей английского языка у вас уйдет неоправданно много времени. Гораздо разумнее прояснять непонятные ситуации с помощью справочника по грамматике английского языка.
Разумный подход к изучению грамматики английского языка
Для формирования разумного подхода к изучению грамматики английского языка необходимо осознать то, что грамматика английского языка вторична. Т.е. вначале возник язык, как средство общения, и правила употребления языка формировались естественным образом на интуитивном уровне. Лишь после этого люди смогли абстрагировать эти общепринятые правила и свести их в систему, закрепляющую языковые нормы. Это означает то, что не грамматика определяет язык, а язык определяет грамматику. Или иными словами, идеальное знание грамматики не дает полноценного знания языка, в то время как полноценное знание языка полностью определяет знание грамматики. Или еще по-другому, вы можете изучить грамматику от А до Я, но не сможете строить правильные фразы с точки зрения общепринятой практики. В то же время, вы можете овладеть английским языком исключительно практическими методами без непосредственного изучения правил грамматики, и при этом сможете абсолютно правильно строить самые сложные языковые конструкции.
Если вы делаете из этого вывод, что английская грамматика для изучения языка вообще не нужна, вы ошибаетесь. Наоборот. Грамматика английского языка является замечательным ухищрением, позволяющим осознавать и осваивать языковые конструкции гораздо быстрее, чем это происходит естественным образом, за счет подключения логики. Человек гораздо легче и быстрее запоминает осмысленную информацию, имеющую логическую структуру. Для человеческой памяти очень важны связи, или привязки. Если вы запоминаете какую-то новую информацию, очень важно, чтобы она была как-то привязана логически к уже известной вам другой информации, а также, чтобы она сама по себе имела внутреннюю логическую структуру. Правила грамматики дают возможность быстро выявлять такие связи и определять структуру.
Т.е. английская грамматика – это набор связей, с помощью которых вы можете быстрее и успешнее осознавать и осваивать новый практический материал. Но если из этого процесса удалить освоение практического материал и оставить лишь познание связей – получится мартышкин труд. Изучаемые связи ничего не будут связывать. Из них получится эдакое перекати-поле, которое будет бесцельно блуждать в вашей памяти, не выполняя никакой полезной работы.
Чтобы изучение английской грамматики действительно приносило пользу, ее нужно использовать по назначению, а именно, для осознания связей в новом изучаемом практическом материале. На практике это выглядит следующим образом. Вы читаете или изучаете какой-то новый английский текст. Вам попадается какой-то момент, который вы не понимаете с точки зрения грамматики английского языка. Вы открываете соответствующий раздел английской грамматики, и изучаете его ровно настолько, сколько вам необходимо для прояснения ситуации. Если при изучении английского текста у вас не возникают вопросы грамматического характера, то и в изучении грамматических правил нет необходимости, т.к. многие грамматические явления понятны на интуитивном уровне и не требуют специальных разъяснений. Это и есть самый оптимальный способ изучения грамматики английского языка. В конечном счете, вспомните, как часто вы используете правила русского языка в своей повседневной жизни, и все ли изученные правила русского языка оказались вам нужными. Так и в английском языке, нужными окажутся лишь некоторые правила, и именно их нужно при необходимости изучить. Речь, естественно, идет о бытовом уровне владения английским языком. Если вы филолог – знание грамматики английского языка является вашей профессиональной обязанностью.
Источник: learn-english.ru